Ледокол «Тармо» — один из наистарейших ледоколов, сохранившихся до нашего времени. На данный момент судно пришвартовано на нескончаемую стоянку у Морского центра «Велламо» в Котке.
Мой фотоотчёт из путешествия на авто в финскую Котку и Морской центр Велламо тут: «Морской центр Велламо. Котка» Описание, фото
А в данной нам статье — рассказ о истории финского ледокола. И рассказ о существующем музее на его борту.
Ледокол «Тармо». Котка. Финляндия
Содержание
История ледокола «Тармо»
«Тармо» на финском — «энергия».
«Энергичное» ледокольное судно, водоизмещением 2400 тонн и длиной корпуса в 67 метров, выстроено в 1907г. По проекту сэра В. Г. Армстронга. В Англии. В городке Ньюкасл. Это было уже третье судно подобного типа под флагом Финляндии. В Стране Тыщи озёр до «Тармо» уже эксплуатировались два ледокола. «Муртайя» и «Сампо». «Тармо», к слову, крайний ледокол с 2-мя паровыми машинками. Работающими на угле. Существенно позднее, практически на излёте «карьеры» ледокола, его силовые машинки перераблотали под мазут.
Табличка на ледоколе «Тармо», с указанием даты постройки, места и компании, построившей судно
Новый ледокол сошёл со стапеля 9 сентября 1907 года. А его основным назначением обязана была быть проводка судов через льды акватории Балтики. За время собственной службы он раз в год водил через льды сотки судов. И помогал кораблям, терпящим бедствие.
В самом начале двадцатого века «Тармо» являлся самым массивным ледоколом, существовавшим на тот период. Он развивал скорость до 13 узлов на открытой воде и мог преодолевать лёд шириной до 80 см. Новизной конструкции ледокола служило носовое подруливающее устройство.
Судну пришлось пережить Первую мировую, в какой оно служило под русским флагом. Финскую штатскую войну, как финскому судну, отошедшему к флоту отсоединившейся Финляндии от Рф. А во 2-ой мировой войне «Тармо» уже сражался против собственной бывшей большенный родины. На стороне немецко-фашистских и финских войск.
Ледокол «Тармо» в мирное и военное время
Финляндия. Котка. Ледокол «Тармо»
В Первую мировую войну, с 1914 года «Тармо» помогал Русскому Балтийскому флоту. А в 1917 году Финляндия вышла из состава Русской Рф. Став независящей. Революционные действия в бывшей метрополии не прошли стороной мимо Финляндии. В 1918 и тут началась штатская война. Но, ледокол некое время всё ещё находился в руководстве флоту Русской Рф. С припиской к Хельсинки. 21.03.1918 «Тармо» был захвачен при выходе в море финскими «белоснежными». А 31.03.18. он даже отметился арт-обстрелом по собственному собрату — по самому массивному на тот момент ледоколу Русской Рф — «Ермаку». «Тармо» произвел порядка 20 выстрелов. «Ермак» же, не получив каких-то серьёзных повреждений, уклонился от ответной стрельбы. И удалился.
Меж периодами войн «Тармо» трудился в Финском заливе. Тут он не раз выручал рыбаков, транспортировал волонтеров в соседнюю Эстонию. Как-то даже был принципиальным посыльным судном. Ледокол перевозил Густава Маннергейма с дипломатичной миссией в примыкающие скандинавские страны.
«Тармо» во время «Зимней войны» и в период 2-ой мировой войны
Во время Советско-финской («зимней») войны «Тармо» воспринимает роль в военных действиях.
Так, в 1939 году ледокол получил задание убить русское судно «Казахстан». Но ему это не удалось.
В январе 1940 года Русские ВВС (Военно-воздушные силы (флот) (ВВС, ВВФ) — вид Вооруженных сил государства, в функции которого входит борьба с противником, находящимся в космосе, воздушном пространстве, на земле, на поверхности моря и под водой, а также транспортировка десанта, доставка имущества и вооружения, воздушная разведка, разведка погоды при помощи летательных аппаратов) штурмовали порт Котка. Подвергся бомбардировке и «Тармо». Ледокол очень пострадал — его нос был повреждён, а внутренний интерьер уничтожен. Судно отчасти затонуло. Опосля заключения перемирия меж Финляндией и СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) судно было финнами поднято и восстановлено.
Но на этом роль судна в качестве военного корабля не завершилось.
В годы 2-ой мировой ледокол проводил спасательные, эвакуационные и боевые операции, самые известные из которых:
1) роль в 1941 году в операции «Норвинд» у маленького острова Утё в Балтийском море. Утё — самый южный полуостров Финляндии. Смысл операции не состоял в активных действиях. Это был отвлекающий манёвр для русских войск от иной боевой операции немецко-финских войск.
2) В 1942 году «Тармо» высвобождал из ледового плена германское судно «Гельголанд». За что капитан корабля получил орден «Наград германского сокола» от Адольфа Гитлера, а экипажу был подарен барельеф Гитлера.
Орден Наград германского сокола – орден Третьего рейха для награждения людей зарубежных стран. Первым этот орден получил Муссолини.
Флаг Финляндии на флагштоке судна
Ледокол «Тармо» и его послевоенная мирная жизнь
Опосля войны и подписанного перемирия меж Финляндией и СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии), «Тармо» не попал в перечень судов, подабающих отступить Русскому Союзу в качестве репараций. Но, некое время ледокол употребляли для буксировки русских военно-морских судов и субмарин через Аландские острова.
В 1950 г. котлы ледокола перераблотали для работы на мазуте. А в 1963 году ледокол переименовывают в «Апу» — в связи с тем, что со стапелей сошёл наиболее современный дизель-электрический ледокол. Которому присвоили имя «Тармо».
В истинное время «новейший» «Тармо» приписан к порту Таллин. Судно находится в эксплуатации и прогуливается под эстонским флагом
С новеньким именованием «старенькый дедушка» ледокол прослужил до 1969 года. И в тот год было принято решение вывезти «Апу» из эксплуатации и перевоплотить в музей. В этом своём новеньком качестве он, (пришвартованный в Хельсинки) и принял на собственный борт первых туристов.
Но грозная зима 1970 года занесла свои коррективы и уйти на почетную пенсию ледокол не сумел. Музей с ледокола «прогнали», вновь запустили паровую машинку и «Апу», в качестве работающего корабля, проработал ещё одну полную зимнюю навигацию.
Дымовые трубы ледокола «Тармо»
Из «Апу» в «Тармо». Возвращение прежнего имени
В 1970 с верфей сошёл новейший дизель-электрический ледокол, нареченный… «Апу». Тогда старенькому ледоколу возвратили его 1-ое имя — «Тармо». В 1990-92 гг. ледокол прошёл полную реставрацию на верфях городка Котки. Опосля что и был пришвартован к одному их пирсов городка.
С июля 2008 «Тармо» воспринимает гостей с музейного причала Морского центра «Велламо». Являясь частью экспозиции Морского музея Финляндии.
Как смотрится ледокол в качестве музея. Несколько фото интерьеров корабля
Отмечу, что прогулка по судну будет увлекательна и взрослым, и детям. Судно находится в превосходном состоянии опосля реставрации. А все детали интерьеров, быта моряков, оборудования — уникальные. И представляют собой определённый энтузиазм.
Посещать плавучий музей можно как в составе группы, так и единолично. Также, можно пользоваться аудио-гидом.
Я ограничился самостоятельным обзором.
Фактически все каюты и отсеки ледокола — доступны к осмотру. Вот, например, так смотрится каюта капитана корабля:
Каюта капитана
Камбуз:
На камбузе «Тармо»
Умывальники для экипажа:
Ванная комната (отсек)
Мастерские на борту ледокола:
Станки и инструменты на борту корабля
Склад такелажа и хозяйственного имущества:
Спасательные круги
Впечатляет силовая машинка судна. Быть может поэтому, что я не имею дела к корабельной службе. И побывать в «сердечко» корабля — особенное чувство.
К слову, публики на палубах практически не было. Повстречалась маленькая группа финских туристов. Которые, видимо, оплатили экскурсионную поездку гида. С данной нам группой мы временами встречались в отсеках и на палубе ледокола
Машинное отделение «Тармо»
Машинное отделение «Тармо»
Гид проводит экскурсионную поездку для гостей
Детали силовой машинки «Тармо»
А ещё на судне можно узреть огромное количество щитов, на которых изображена история Тармо. Также — смешные плакаты. На которых детками изображён сам ледокол. Как, к примеру, на этом. Что висел у трапа на верхнюю палубу:
Детский плакат
Осмотрев внутреннее обустройства ледокола я поднялся на верхнюю палубу. С неё открываются живописные виды на акваторию бухты, у которой пришвартован «Тармо».
На верхней палубе «Тармо»
P.S. Где находится ледокол «Тармо». Режим работы и иная нужная информация
Если вы путешествуете на своём авто по Финляндии — непременно посетите город Котку. Котка — умопомрачительный город. (Подробнее о самом городке — в последующих моих отчётах). И непременно посетите «Морской центр Велламо». Также подымитесь на палубу ледокола «Тармо». Ледокол — одна из экспозиций музея.
Пирс у морского центра «Велламо». Слева — пришвартованный «Тармо»
Адресок морского центра «Велламо», стоимость билетов
Адресок: Kotka, Tornatorintie, 99.
Телефон: +358 (0) 403-50-04-97.
Входные билеты
Ледокол «Тармо» открыт для посещения в летний сезон. Стоимость 5 евро, малыши до 18 лет – безвозмездно.
Общие экскурсии организуются на заказ и проводятся на финском, шведском, британском, германском и российском языках. Кроме платы за экскурсионную поездку нужно произвести оплату входной билет в музей. Рекомендуемый наибольший размер группы ‒ 25 человек.
На ледокол «Тармо» – 60 евро, если с гидом.
Время работы музея
Музеи Морского центра «Велламо»
По 21.06.2020
Вт, чт–вс 10–17, ср 10–20, пн закрыты
С 22.06. по 16.08.2020
Пн–вт, чт–вс 10–18, ср 10–20
С 17.08. по 31.12.2020
Вт, чт–вс 10–17, ср 10–20, пн закрыты
Музейный ледокол «Тармо» открыт на летний период
С 12.05 по 31.05.2020
Вт–пт 10–17, сб–вс закрыт
С 01.06 по 21.06.2020
Вт, чт–вс 10–17, ср 10–20, пн закрыт
с 22.06. по 16.08.2020
Пн-вт, чт–вс 10–18, ср 10–20
Подробный мой фотоотчёт о самом Морском центре Велламо тут: «О морском центре Велламо».
«Финское меню веб-сайта»:
Скандинавия. Финляндия. Котка.
Приятных для вас путешествий!
Подписаться на новейшие статьи на веб-сайте:
Перейти в группу Дранки в ВК либо подписаться на него можно по ссылке : Паблик Дранки в ВК»