Автопутешествия

Ледокол «Тармо» в Котке. Финляндия

Ледокол «Тармо» — один из наистарейших ледоколов, сохранившихся до нашего времени. На данный момент судно пришвартовано на нескончаемую стоянку у Морского центра «Велламо» в Котке.

Мой фотоотчёт из путешествия на авто в финскую Котку и Морской центр Велламо тут:  «Морской центр Велламо. Котка» Описание, фото

А в данной нам статье — рассказ о истории финского ледокола. И рассказ о существующем музее на его борту.

Ледокол «Тармо». Котка. Финляндия

 

 

История ледокола «Тармо»

«Тармо» на финском — «энергия».

«Энергичное» ледокольное судно, водоизмещением 2400 тонн и длиной корпуса в 67 метров, выстроено в 1907г. По проекту сэра В. Г. Армстронга. В Англии. В городке Ньюкасл. Это было уже третье судно подобного типа под флагом Финляндии. В Стране Тыщи озёр до «Тармо» уже эксплуатировались два ледокола. «Муртайя» и «Сампо». «Тармо», к слову, крайний ледокол с 2-мя паровыми машинками. Работающими на угле. Существенно позднее, практически на излёте «карьеры» ледокола, его силовые машинки перераблотали под мазут.

Табличка на ледоколе "Тармо", с указанием даты постройки, места и компании, построившей судноТабличка на ледоколе «Тармо», с указанием даты постройки, места и компании, построившей судно

Новый ледокол сошёл со стапеля 9 сентября 1907 года. А его основным назначением обязана была быть проводка судов через льды акватории Балтики. За время собственной службы он раз в год водил через льды сотки судов. И помогал кораблям, терпящим бедствие.

В самом начале двадцатого века «Тармо» являлся самым массивным ледоколом, существовавшим на тот период. Он развивал скорость до 13 узлов на открытой воде и мог преодолевать лёд шириной до 80 см. Новизной конструкции ледокола служило носовое подруливающее устройство.

Судну пришлось пережить Первую мировую, в какой оно служило под русским флагом. Финскую штатскую войну, как финскому судну, отошедшему к флоту отсоединившейся Финляндии от Рф. А во 2-ой мировой войне «Тармо» уже сражался против собственной бывшей большенный родины. На стороне немецко-фашистских и финских войск.

Ледокол «Тармо» в мирное и военное время

Финляндия. Котка. Ледокол "Тармо"Финляндия. Котка. Ледокол «Тармо»

В Первую мировую войну, с 1914 года «Тармо» помогал Русскому Балтийскому флоту. А в 1917 году Финляндия вышла из состава Русской Рф. Став независящей. Революционные действия в бывшей метрополии не прошли стороной мимо Финляндии. В 1918 и тут началась штатская война. Но, ледокол некое время всё ещё находился в руководстве флоту Русской Рф. С припиской к Хельсинки.   21.03.1918 «Тармо» был захвачен при выходе в море финскими «белоснежными».  А 31.03.18. он даже отметился арт-обстрелом по собственному собрату — по самому массивному на тот момент ледоколу Русской Рф — «Ермаку». «Тармо» произвел порядка 20 выстрелов. «Ермак» же, не получив каких-то серьёзных повреждений, уклонился от ответной стрельбы. И удалился.

Меж периодами войн «Тармо» трудился в Финском заливе. Тут он не раз выручал рыбаков, транспортировал волонтеров в соседнюю Эстонию. Как-то даже был принципиальным посыльным судном. Ледокол перевозил Густава Маннергейма с дипломатичной миссией в примыкающие скандинавские страны.

«Тармо» во время «Зимней войны» и в период 2-ой мировой войны

Во время Советско-финской («зимней») войны «Тармо» воспринимает роль в военных действиях.

Так, в 1939 году ледокол получил задание убить русское судно «Казахстан». Но ему это не удалось.

В январе 1940 года Русские ВВС (Военно-воздушные силы (флот) (ВВС, ВВФ) — вид Вооруженных сил государства, в функции которого входит борьба с противником, находящимся в космосе, воздушном пространстве, на земле, на поверхности моря и под водой, а также транспортировка десанта, доставка имущества и вооружения, воздушная разведка, разведка погоды при помощи летательных аппаратов) штурмовали порт Котка. Подвергся бомбардировке и «Тармо». Ледокол очень пострадал — его нос был повреждён, а внутренний интерьер уничтожен. Судно отчасти затонуло. Опосля заключения перемирия меж Финляндией и СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) судно было финнами поднято и восстановлено.

Но на этом роль судна в качестве военного корабля не завершилось.

В годы 2-ой мировой ледокол проводил спасательные, эвакуационные и боевые операции, самые известные из которых:

1) роль в 1941 году в операции «Норвинд» у маленького острова Утё в Балтийском море. Утё — самый южный полуостров Финляндии. Смысл операции не состоял в активных действиях. Это был отвлекающий манёвр для русских войск от иной боевой операции немецко-финских войск.

2)  В 1942 году «Тармо» высвобождал из ледового плена германское судно «Гельголанд». За что капитан корабля получил орден «Наград германского сокола» от Адольфа Гитлера, а экипажу был подарен барельеф Гитлера.

Орден Наград германского сокола – орден Третьего рейха для награждения людей зарубежных стран. Первым этот орден получил Муссолини.

Флаг Финляндии на флагштоке суднаФлаг Финляндии на флагштоке судна

Ледокол «Тармо» и его послевоенная мирная жизнь

Опосля войны и подписанного перемирия меж Финляндией и СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии), «Тармо» не попал в перечень судов, подабающих отступить Русскому Союзу в качестве репараций. Но, некое время ледокол употребляли для буксировки русских военно-морских судов и субмарин через Аландские острова.

В 1950 г. котлы ледокола перераблотали для работы на мазуте. А в 1963 году ледокол переименовывают в «Апу» — в связи с тем, что со стапелей сошёл наиболее современный дизель-электрический ледокол. Которому присвоили имя «Тармо».

В истинное время «новейший» «Тармо» приписан к порту Таллин. Судно находится в эксплуатации и прогуливается под эстонским флагом

С новеньким именованием «старенькый дедушка» ледокол прослужил до 1969 года. И в тот год было принято решение вывезти «Апу» из эксплуатации и перевоплотить в музей. В  этом  своём новеньком качестве он, (пришвартованный в Хельсинки) и принял на собственный борт первых туристов.

Но грозная зима 1970 года занесла свои коррективы и уйти на почетную пенсию ледокол не сумел. Музей с ледокола «прогнали», вновь запустили паровую машинку и «Апу», в качестве работающего корабля, проработал ещё одну полную зимнюю навигацию.

Дымовые трубы ледокола Дымовые трубы ледокола «Тармо»

Из «Апу» в «Тармо». Возвращение прежнего имени

В 1970 с верфей сошёл новейший дизель-электрический ледокол, нареченный… «Апу». Тогда старенькому ледоколу возвратили его 1-ое имя — «Тармо». В 1990-92 гг. ледокол прошёл полную реставрацию на верфях городка Котки. Опосля что и был пришвартован к одному их пирсов городка.

С июля 2008 «Тармо» воспринимает гостей с музейного причала Морского центра «Велламо». Являясь частью экспозиции Морского музея Финляндии.

Как смотрится ледокол в качестве музея. Несколько фото интерьеров корабля

Отмечу, что прогулка по судну будет увлекательна и взрослым, и детям. Судно находится в превосходном состоянии опосля реставрации. А все детали интерьеров, быта моряков, оборудования — уникальные. И представляют собой определённый энтузиазм.

Посещать плавучий музей можно как в составе группы, так и единолично. Также, можно пользоваться аудио-гидом.

Я ограничился самостоятельным обзором. 

Фактически все каюты и отсеки ледокола — доступны к осмотру. Вот, например, так смотрится каюта капитана корабля:

Каюта капитанаКаюта капитана

Камбуз:

На камбузе "Тармо"На камбузе «Тармо»

Умывальники для экипажа:

Ванная комната (отсек)Ванная комната (отсек)

Мастерские на борту ледокола:

Станки и инструменты на борту корабляСтанки и инструменты на борту корабля

Склад такелажа и хозяйственного имущества:

Спасательные кругиСпасательные круги

Впечатляет силовая машинка судна. Быть может поэтому, что я не имею дела к корабельной службе. И побывать в «сердечко» корабля — особенное чувство.

К слову, публики на палубах практически не было. Повстречалась маленькая группа финских туристов. Которые, видимо, оплатили экскурсионную поездку гида. С данной нам группой мы временами встречались в отсеках и на палубе ледокола

Машинное отделение "Тармо"Машинное отделение «Тармо»Машинное отделение "ТармоМашинное отделение «Тармо»Машинное отделение "Тармо"Гид проводит экскурсионную поездку для гостейМашинное отделение "Тармо"Детали силовой машинки «Тармо»

А ещё на судне можно узреть огромное количество щитов, на которых изображена история Тармо. Также — смешные плакаты. На которых детками изображён сам ледокол. Как, к примеру, на этом. Что висел у трапа на верхнюю палубу:

Детский плакатДетский плакат

Осмотрев внутреннее обустройства ледокола я поднялся на верхнюю палубу. С неё открываются живописные виды на акваторию бухты, у которой пришвартован «Тармо».

На верхней палубе "Тармо"На верхней палубе «Тармо»

P.S. Где находится ледокол «Тармо». Режим работы и иная нужная информация

Если вы путешествуете на своём авто по Финляндии — непременно посетите город Котку.  Котка — умопомрачительный город. (Подробнее о самом городке — в последующих моих отчётах). И непременно посетите «Морской центр Велламо». Также подымитесь на палубу ледокола «Тармо». Ледокол — одна из экспозиций музея.

Пирс у морского центра "Велламо". Слева - пришвартованный "Тармо" Пирс у морского центра «Велламо». Слева — пришвартованный «Тармо»

Адресок морского центра «Велламо», стоимость билетов

Адресок: Kotka, Tornatorintie, 99.

Телефон: +358 (0) 403-50-04-97.

Входные билеты

Ледокол «Тармо» открыт для посещения в летний сезон. Стоимость 5 евро, малыши до 18 лет – безвозмездно.

Общие экскурсии организуются на заказ и проводятся на финском, шведском, британском, германском и российском языках. Кроме платы за экскурсионную поездку нужно произвести оплату входной билет в музей. Рекомендуемый наибольший размер группы ‒ 25 человек.

На ледокол «Тармо» – 60 евро, если с гидом.

Время работы музея

Музеи Морского центра «Велламо»

По 21.06.2020

Вт, чт–вс 10–17, ср 10–20, пн закрыты

С 22.06. по 16.08.2020

Пн–вт, чт–вс 10–18, ср 10–20

С 17.08. по 31.12.2020

Вт, чт–вс 10–17, ср 10–20, пн закрыты

Музейный ледокол «Тармо» открыт на летний период

С 12.05 по 31.05.2020

Вт–пт 10–17, сб–вс закрыт

С 01.06 по 21.06.2020

Вт, чт–вс 10–17, ср 10–20, пн закрыт

с 22.06. по 16.08.2020

Пн-вт, чт–вс 10–18, ср 10–20

Подробный мой фотоотчёт о самом Морском центре Велламо тут: «О морском центре Велламо».

«Финское меню веб-сайта»:

Скандинавия. Финляндия. Котка.

Приятных для вас путешествий!

Подписаться  на новейшие статьи на  веб-сайте:

Перейти в группу Дранки в ВК либо подписаться на него можно по ссылке :  Паблик Дранки в ВК»

Поделиться ссылкой:

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»